Виталий Шевченко - непосредственный участник военно-стратегической операции "Дунай" в период прохождения срочной службы в составе 20-й танковой Звенигородской Краснознамённой дивизии Северной Группы Войск, являвшейся составной частью Центрального фронта во время событий 1968 года в Чехословакии.

    В разные годы принимал участие в боевых действиях в ряде "Горячих точек".

   Окончил Академию Управления МВД СССР. Генерал-майор милиции в отставке, "Почётный работник МВД", "Ветеран боевых действий", "Ветеран труда". Является председателем Ростовской Первой межрегиональной общественной организации воинов-интернационалистов "Дунай-68".

    Исследователь периода "холодной войны", автор ряда работ (книг) исторического и военно-политического характера о событиях вооруженного мятежа в Венгрии (1956г.), Кубинского кризиса (1962г.), предотвращения вооруженного государственного переворота в Чехословакии и ввода войск НАТО на её территорию (1968г.), непосредственных участниках военно-стратегических операций совместно с войсками стран Варшавского Договора.

     Награжден государственными наградами СССР, России и ряда зарубежных государств.

В.Шевченко:- "Сегодня можно осуждать существовавший в 60-е годы социалистический строй нашего государства и принятые в то время решения его высших должностных лиц. Но невозможно осуждать преданность воинскому долгу солдат, офицеров и генералов Советской Армии, их стойкость,  мужество, отвагу и героизм в ходе выполнения боевых задач за пределами Родины, которые перед ними ставила страна".

 

 К 90-летию со дня рождения полковника, «Заслуженного военного штурмана СССР», участника Великой Отечественной войны, ветерана Вооруженных Сил СССР и Военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил Трофимова Валентина Дмитриевича - участника Военно-стратегической операции «Дунай»:

          

 

 

 

 

  Лейтенант Трофимов В.Д.

 В августе 1948 года окончил по полному курсу обучение во 2-м ЧВАУШ и был направлен для дальнейшего прохождения службы в качестве штурмана корабля в 196-й Берлинский ордена Кутузова – 3 ст., гвардейский транспортно-десантный полк 281-й транспортно-десантной дивизии, 16-й Воздушной армии.(ГСВГ)

 В последующие годы службы помимо освоения различных новых типов типов самолетов, принимал участие в событиях в  ГДР в июне 1953 года в «День Х», на Ближнем Востоке в 1967 году, а также в чехословацких событиях в 1968 году…

   

 

 

   Полковник авиации Трофимов Валентин Дмитриевич - Кавалер Орденов "Красной Звезды" и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" - 3 ст.

 Ветеранам операции «Дунай» предоставлена возможность ознакомиться с повествованием В.А. Трофимова о применении военно-транспортной авиации в период ее подготовки и проведения:"

 ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ СОБЫТИЯ в 1968 году

 20 июля командующий ВТА маршал авиации Скрипка Н.С., приказал прибыть нашему командиру 6 втад вместе с старшим штурманом полковником Трофимовым В. Д. в Москву, где поставил задачу на выполнение спецзадания Правительства СССР.

 На аэродроме «Чкаловский» нас встретил адъютант командующего ВТА и сообщил, что маршал авиации Скрипко Н.С. приказал ему встретить нас и привезти к нему в штаб ВТА.

 Когда мы вошли, в кабинете маршал авиации Скрипко Н.С. был один, и он сразу предупредил нас о том, что задание не подлежит оглашению и потребовал: «В течении, одной недели провести тщательную подготовку летного состава и авиационной техники дивизии к участию в крупных учениях, которые планируется провести в Северо-Западном военном округе, во взаимодействии с частями морской пехоты и ВДВ, совершить перелет частей дивизии с аэродромов постоянного базирования с посадкой на аэродром «Южный» (г.Калининград).

 30 июля я, со своими заместителями, в присутствии начальника оперативного отдела полковника Торезанова Г.В. закончили подготовку документов, необходимых для решения поставленной задачи командиром дивизии. После этого, начальник оперативного отдела, отправился к себе. для подготовки карты, с нанесением на неё обстановки, справочного материала и маршрута перелета, с обозначенным на нем радиотехнических средств (РТС), боевой порядок, порядок взлета и сбора в дивизионную колонну, а так же построение маневра при заходе на посадку.

 1 августа командир 6 втад генерал-майор авиации Захаров В.В., в присутствии офицеров штаба дивизии, а так же командиров и старших штурманов 16, 37, 338 и 363 втап, объявил свое решение по выполнению спецзадания. На подготовку летного состава и авиационной техники полков отводилось три дня. Вылет в исходный район десантирования - аэродром «Южный», был назначен на 5 августа. Командир дивизии взлетает в 07.00, с отрывом от ведущего 363 втап в 30 минут, имея на борту своих заместителей по тылу, начальников отделов: политического» оперативного, службы связи и медицинской службы, приводную радиостанцию с расчетом и КДО  дивизии, в составе 15 человек, с набором пиротехнических факелов и дымовых шашек. Дополнительные указания будут на аэродроме загрузки.

 Перелет в исходный район десантирования (ИРД), был осуществлен без отступления от заданного порядка и режима. После посадки и заруливания на стоянку, расположенной на грунтовой ВПП, командир дивизии пошел на КДП, откуда осуществлялось руководство посадкой экипажей дивизионной колонны.

 Следующей в боевом порядке - «поток одиночных самолетов» на 2-х минутных временных дистанциях, с 10 минутными дистанциями между полками дивизии. Там же произошла встреча с командиром полка ВДВ полковником Кузнецовым, проинформировал генерал-майора авиации Захарова В.В. обстановке в ИРД.

 ОБСТАНОВКА:

1.Два полка истребителей ВМФ, с обеспечивающими их на весь август месяц выведены на запасной аэродром.

2.Десантный полк ВДВ, с личным составом, штатным вооружением и автотранспортом, прибыл на железно-дорожную станцию «Калининград-товарная» 3 августа, по согласованию с начальником гарнизона в 200 м. восточнее КДП аэродрома «Южный» (там был развернут палаточный лагерь с учетом размещения в нем личного состава десантного полка ВДВ и болгарского батальона ВДВ). Я им сообщил: «Ваши палатки покажет мой заместитель».

3.Заместитель начальника гарнизона по тылу, готов показать вашему заместителю командира по тылу места расположения 2-х летных и   2-х солдатских столовых готовых к приему гостей.

4.Охрану штаба, стоянки самолетов и палаточного лагеря организую. И сам готов сопровождать вас, офицеров штаба в коттедж, предназначенный для временного размещения управления вашей  дивизии. Командир дивизии приказал всем присутствующим, и в том числе- командирам полков, в сопровождении указанных выше лиц, в течении одного часа ознакомиться с обстановкой и доложить ему об исполнении.

5.19 августа на аэродром «Южный» прилетел заместитель командующего ВТА генерал-лейтенант авиации Тараненко, с заместителем главного штурмана полковником Смирнягиным. В штабе дивизии генерал-лейтенант авиации Тараненко ознакомился с оперативной картой и решением командира б втад и приказал мне вывесить привезенную карту. Я достал из секретного портфеля пять экземпляров полетных карт, с нанесенными на них маршрутами:

 Калининград - Водоходы (ЧССР), Калининград - Братислава (ЧССР), название аэродрома посадки было подчеркнуто, а ниже стояли позывные и частота работы приводной радиостанции аэродрома, полковник Смирнягин вручил её старшему штурману 37 втап, предварительно пояснив, что задача по десантированию посадочным способом болгарского батальона ВДВ возложена на командира 37 втап полковника Карпушина А.А..

 Далее генерал-лейтенант авиации Тараненко сказал: «В последние дни отмечаются серьезное обострение событий в Чехословакии, возникла угроза суверенитету Чехословацкой республики, поэтому командующий ВТА маршал авиации Скрипка Н.С. полагает, что решение Правительства СССР будет оглашено в ближайшие дни. Приказываю: «Командиру 6 втад генерал-майору авиации Захарову В.В, объявить «Повышенную боевую готовность», немедленно и приступить к предполетной подготовке экипажей дивизии и начать тренировку в посадки в самолёт десантников ВДВ. Не позднее полудня завтрашнего дня  осуществить загрузку боевой техники, боеприпасов и транспорта полка ВДВ. По сигналу «Боевая тревога!» командир дивизии взлетает первым, с отрывом в 30 мин. от ведущего (командир полка полковник Башкалян), остальные полки с отрывом друг от друга в 10 минут. Боевой порядок «поток одиночных самолетов» на 2-х минутных временных дистанциях. И соблюдать режим полного радиомолчания.

  Командиру дивизии после посадке на аэродроме и выгрузке техники, установить проводную радиостанцию на траверзе переднего обреза ВПП. И с помощью радиостанции Р-809 выйти на связь с  ведущим группы и осуществлять руководство посадкой. Запасной аэродром - аэропорт «г.Прага» (РТС в международном перечне). Руководство полетами будет осуществлять инспектор отдела боевой подготовки штаба ВТА полковник Сомов (его позывной «Сокол -01»). Завтра, он вылетает в г. Прагу на рейсовом самолёте «Аэрофлота».

  После постановки задачи на перелет, генерал-майор авиации Тараненко вылетит в Москву. Попрощавшись с нами, весь аппарат штаба включился в работу, связанную с выполнением приказа генерал-майора Тараненко.

   В ночь с 20 на 21 августа прозвучал сигнал «Боевая тревога!».

  Ровно в 01.00 ночи экипаж командира дивизии произвел взлет. Полет по маршруту осуществлялся в простых метеорологических условиях.

   После посадки на траверзе КДП высадили КДО вместе с моим заместителем подполковником Лутовиновым В.Н. с задачей - занять КДП и включить все свето - радиотехнические средства аэродрома. С выключением двигателей расчет приводной станции и радист УКВ радиостанции Р-809, приступили к выгрузке и развертыванию указанных выше средств.

   В это же время в 10-15 м. от самолета остановился танк Т-34.

 Подбежавший к нашей группе танкист, оглядел стоявших, и увидев генеральские погоны, представился: «Командир танкового подразделения Вооруженных Сил ГДР майор Гофман. Имею приказ командующего танковой армии ГДР в час ночи блокировать аэродром «Водоходы», с целью - исключить проникновение на территорию аэродрома экстремистских групп и отдельных подозрительных граждан.

  На мои действия охрана не реагировала, попыток проникновения на объект не было. «Разрешите идти!». После получения согласия танкист отправился к своему танку и уехал к внутреннему ограждению аэродрома.

  Спустя 10 минут подошел подполковник Лутовинов В.В. и доложил: «Дежурная смена КДП приняла ваше появление спокойно и включила в работу приводные станции, световое освещение ВПП и обзорный локатор 2-3 минуты тому назад, ведущий боевого порядка полковник Башкалян, был на удалении 110 км от аэродрома». Он протянул командиру записку с позывными и частотами дальнего и ближнего приводов, после чего генерал-майор авиации Захаров ВВ. сообщил ведущему: «Курс осадки, позывные и частоты ДП БП и давление на уровне ВПП». Сразу же последовал ответ: «01 информацию принял, ваш приход наблюдаем».

  По завершении выгрузки личного состава, боевой и автомобильной техники и других грузов, к командиру дивизии подъехал командир полка ВДВ полковник Кузнецов, достав из полевой сумки опечатанный сургучом пакет, вскрыл его, и прочитав сказал: «Всё ясно. Задачу понял. Всем вам спасибо! Доложу по возвращению командующему ВДВ. Удачи вам при возвращении на родную землю!». Полковник Кузнецов сел в кабину, поджидавшего его ГАЗ-53 и поехал к стоянке самолетов. Там уже находилась колонна автотранспорта, готовая начать движение.

 Запомнилось - «Впереди три БМД, 8 бортовых машин с сидениями для личного состава, две крытых - с красными крестами, еще три - с вооружением и боеприпасами, и две - с продовольствием.

 Замыкали колонну три боевые машины десантников».

  В 07.20 транспортная колонна, возглавляемая ГАЗ-53 с командиром полка, выехала на шоссе, со знаком – стрелкой указателем «До Праги 32 км».

 В 08.00, после предполетных указаний, мы начали взлет и полет по маршруту «Водоходы-Калининград», с посадкой на дозаправку на аэродроме «Южный».

  Руководство посадкой вел командир дивизии. После полёта, был осмотр, заправки самолетов топливом. В 18.00 была поставлена задача по перелету на базовые аэродромы.

  Взлет в 09.00 22 августа, учитывая погодные условия. Взлет и полет по маршруту произвести на 2-х минутных временных дистанциях в том же боевом порядке, который был установлен для перелета на аэродром «Южный», уточняя детали у старшего штурмана дивизии.

В штабе ВТА Трофимов В.Д. вместе с военным консультантом и корректором книги Кулик В.Б. 

      Указания ТРОФИМОВА В.Д.

    Возглавляет дивизионную колонну экипаж командира дивизии.

   С отрывом в 5 мин. следует - 363 втап, за ним, с отрывом в 5 мин. 338 втап и замыкает колонну, с таким же отрывом 37 втап. рубежи отворота на базовые аэродромы были нанесены на карты старших штурманов полка Посадка со снижением 5м. в сек., начало на дальности до ВПП - 100 км. по дальномеру. Заход на посадку «С рубежа» - по докладу командиров полков на командный пункт дивизии. Все экипажи подчиненных частей выполнили задание без замечаний, о чем командир 6 втад доложил командующему ВТА маршалу авиации Скрипка Н.С. по аппаратуре ЗАС.

 В 08.00 после предполетных указаний, мы начали взлет и полет по маршруту «Водоход - Калининград», с посадкой на дозаправку на аэродроме «Южный», для послеполетного досмотра авиационной техники."

***

 …Ветераны операции «Дунай» признательны и благодарны военному консультанту и корректору книги Кулик В.Б., составителю Ю.И.Леонову за ее издание на документальных материалах и память о Человеке, доказавшем свою верность и преданность Родине, воинскому долгу и с честью исполнившего свой священный долг по защите Отечества.

В.Шевченко.

 

Дружественные сайты и организации

Сайт  сослуживцев – 10-го отдельного танкового батальона и  6-й гвардейской отдельной мотострелковой Берлинской ордена Богдана Хмельницкого бригады, которые много лет дислоцировались в Берлинском районе Карлсхорст.

Сайт "Дунай" В.П.Сунцева - члена Президиума Житомирского областного Союза воинов-интернационалистов, работающего над поиском в/частей, участвовавших в операции "Дунай".

Сайт и форум 20-й танковой Звенигородской Краснознаменной дивизии.

Сайт "Всемирная история" - статьи, книги, энциклопедии и карты.

Сайт 159 Таллинского Краснознаменного ИАП

Сайт Виртуальный гарнизон,27 гв. МСД, г.Галле\Заале ГСВГ (ЗГВ)

Сайт Назад в ГСВГ (Потоцкий Виктор Николаевич) 

Сайт Всемирная история

Сайт Таганрогский Многопрофильный Общеобразовательный Лицей N4

Ростовская областная общественная организация ветеранов воинов-интернационалистов "Кубинцев". Председатель Денисов Владимир Георгевич. Тел.: +79185791280