Дорогами дедов и отцов

 

                   


           День Победы - Святой Праздник

      

  Особенно остро это осознают участники боевых действий, честно выполнившие свой воинский интернациональный долг .
  В честь 70-летия Великой Победы на нашем сайте открыта новая вкладка, которая получила название: «Дорогами дедов и отцов».
  Наши деды и отцы сумели выстоять в кровопролитных боях 41-го, преломили ход войны под Сталинградом и Курском, освободили свою Родину, а затем - Белград, Варшаву и Прагу, взяли штурмом Вену и Будапешт, водрузили Знамя Победы над Рейхстагом… И нет таких семей, в которых не вспоминают своих погибших близких.
 Нам выпала честь хранить это великое наследие. Попытки пересмотреть послевоенное устройство мира, грозившие реанимацией фашизма, были пресечены и в 1956 году в Венгрии, и в 1968 году в Чехословакии, и в ходе других вооружённых конфликтов эпохи "холодной войны". Проходя службу в ГДР и Венгрии, Польше и Чехословакии, где дорогами войны проходили наши деды и отцы, мы остро чувствовали связь поколений, считая себя прямыми наследниками Победителей.
 Уходят ветераны, кому-то не суждено дожить и до предстоящего юбилея. Наш долг - хранить  Священную Память, без которой невозможно и преодоление сегодняшней смуты, глупо столкнувшей два братских народа. Именно против Памяти направлена главная агрессия наших геополитических противников. И именно Память  внушает нам уверенность, что в очередной раз в конечном итоге "враг будет разбит, мы победим!". 
 Наши дети и внуки должны знать о славных боевых традициях старших поколений. В 2013 году вышло в свет второе издание книги «Навстречу рассвету», повествующей события 1968 года в ЧССР, операция «Дунай». В настоящее время готовится к изданию сборник о Венгерских событиях 1956 года, операция «Вихрь» и ее непосредственных участниках. Активно действует сайт движения, регулярно публикующий документы тех лет: фотографии, фронтовые заметки, боевые листки, письма, проходят встречи с учащимися и студентами.
 Наблюдаемый сегодня взлет патриотизма внушает уверенность, что эти усилия не останутся без внимания современной молодежи, помогут сочетать высокие ценности, выработанные опытом старших поколений, с уважением к ратному труду, овладению знаниями, умениями и навыками в области военного дела, с пониманием особенностей современной войны. В свою очередь, мы ожидаем встречного движения и приглашаем  всех принять участие в проекте "Дорогами дедов и отцов".

 Приглашаем всех принять участие в данном проекте. Наш электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

                                     

                                     

 

 

                                  Безруков

                          Дмитрий Павлович

 

   Мой родной дедушка Дмитрий Павлович Безруков родился в 1913 году в селе Чесноковка Самарской губернии. В 1935 году поступил в 3 ВШЛ и ЛН в Оренбурге. Закончив Оренбургскую лётку в ноябре 1937 года, был направлен в 54 сбап 12 сбад (Сысоевка, ныне-город Арсеньев).

 

 Это-Сысоевка, рисунок Дмитрия Павловича. Дедушка был художником-самоучкой, закончил только вечерний ИЗО.

  В составе 57 сбап участвовал в боевых действиях в районе озера Хасан. «6 августа 1938 года 57 АП двумя группами в составе 44 самолетов произвел боевой вылет на уничтожение артпозиций в районе озера Иенци, Торияхо, Чюйнсайдон». «Задача выполнена. Бомбы сброшены на артпозиции в районе озера Иенци и южнее до Цубион. В районе цели полк был обстрелян ЗА. Потерь нет. Все самолеты благополучно произвели посадку на своих аэродромах», (РГВА, исторический формуляр 57 сбап). 

Вот еще два рисунка дедушки того периода: 

  Приказом 1 ОКДА от 2 февраля 1940 года, № 0045, в составе 24 экипажей (72 человека), был направлен на советско-финскую войну (В РГВА я нашла этот приказ, с перечнем 307 летчиков-дальневосточников, оправленных в распоряжение ЛВО на зимнюю войну).

  На финской войне дедушка воевал в составе 54 сбап, награжден орденом Красного Знамени.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Из наградного листа: «Командир комсомольского звена лейтенант т. Безруков Дмитрий Павлович имеет пять боевых вылетов по разгрому военных объектов на территории белофиннов. Общий боевой налет на самолете СБ-15 часов. Получая боевое задание, т. Безруков как стойкий большевик мобилизовал коллектив своего звена на выполнение задания, поставленного командованием, и потребовал точного выполнения от своих подчиненных. Конкретно давая обязательства на отличное выполнение боевого задания, свое обещание выполняет на практике. Ведя свое звено в составе девятки, показывал образцы мужества и преданности своей родины. В полете вел свое звено точно по заданному маршруту, отлично держал свое место в строю. Не раз звено т, Безрукова попадало под обстрел ЗА противника, но умело применяя маневр, он выводил звено на цель. При выполнении боевых заданий звено т. Безрукова попадало в сложные метеоусловия, но несмотря на трудности полета звено выходило точно на цель, проявляя при этом мужество и мастерство техники слепого полета. Т. Безруков умело сочетает боевую работу с партийно-политической жизнью подразделения, активно участвует в выпуске боевых листов подразделения. За образцовое выполнение боевых заданий командования достоин правительственной награды-ордена «Красное Знамя» (РГВА).

  Личное дело лейтенанта Безрукова Дмитрия Павловича (ЦАМО): «Среди товарищей и командования пользуется большим авторитетом. Командиром звена работает с 1939 года. За этот период показал себя как одного из способных командиров звена, который является комсомольским звеном. Звено за этот период показывает образцы работы по УБП. Инициативный, требовательный к себе и подчиненным. Дисциплинированный и примерный в быту. Умело организовывает работу в звене. Тактически подготовлен хорошо. Личная огневая подготовка и звена хорошая. Как летчик летную работу любит, летает днем и ночью. Овладел полетом на полный радиус и высоту 9 тысяч метро на самолете СБ. Общий налет всего–215 часов 14 мин. Из них боевых-18 часов 30 мин. Летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-6, СБ, ББ-22. Как командир звена практически показывает, как надо овладевать летным делом своим починенным. Тов. Безруков-молодой командир звена, вырос из пилота, показывает свои способности, он участник Хасана и боев с белофиннами. Имеет 7 боевых вылетов на цели ст. Коувола, Колумяки, Сурпляли. Звено тов. Безрукова задание выполняло только на «хорошо» и «отлично». Несмотря на то, что у его подчиненного ЗА разбила один мотор, благодаря хорошей выучке подчиненных экипаж привел машину на свой аэродром на одном моторе, за что тов. Безруков награжден Правительством «Орденом Красного Знамени»».  

Фотография награждения в Екатерининском зале Кремля, предположительно в апреле-мае 1940 года. 

  Летом 1940 года из двух эскадрилий 57 сбап, воевавших в Финляндии, был сформирован 136 ббап, основной целью которого было проведение войсковых испытаний ББ-21. Вначале полк базировался в Лебедине, затем в Белой Церкви и Бердичеве. Дедушка служил во 2 аэ, которая базировалась на аэродроме Романовка в Бердичеве. Из личного дела: «Звено тов.Безрукова комсомольское и является передовым звеном в эскадрилье. Дисциплинирован и требователен к себе и подчиненным. Умело организует работу в звене. Хорошо овладел новой матчастью самолета ББ-22 и свои знания передает подчиненным. Тактически подготовлен вполне удовлетворительно. Стреляет из личного оружия хорошо. Летную работу любит и хорошо летает на самолете СБ и ББ-22. Общий налет на всех типах самолета- 240 часов. Боевой налет-19 часов. На самолете ББ-22 – 19 часов. Овладел полетами звена на самолете СБ высотой 8000 м и полным радиусом действия самолета. Летает днем и ночью. Овладел полетами на самолете ББ-22 хорошо. При перелете Лебедин-Журбинцы имел место отказа м/части самолета и при вынужденной посадке на неровной местности самолет скапотировал, в результате чего погиб штурман». Думали, что погиб весь экипаж, даже прислали телеграмму его родителям:

  В воскресенье 22 июня, семья (дедушка с супругой (моей бабушкой) и дочкой (моей мамой) собирались пойти фотографироваться. Дедушка аккуратно разложил два комплекта формы: повседневную и парадную, на гимнастерку прикрутил знак Хасан и орден Красного Знамени. Бабушка встала и всё скомкала: ей надоела постоянная готовность к войне. Дедушка молча встал, расправил форму, и они легли спать. В 4 часа и сколько-то минут в окно постучался прибежавший солдат. Пришел дед домой один раз, ночью, отдал серебряные часы, поцеловал жену и спящую дочку и больше не вернулся. Экипаж лейтенанта Безрукова не вернулся с боевого задания в ночь на 26 июня 1941 года, когда производил бомбометание в районе Шепетовки. Согласно записи в личном деле, сбит ЗА противника. Летчики видели, как был подбит и горел дедушкин самолет. Один говорил, что видел, как Дмитрий Павлович выпрыгнул с парашютом (про других членов экипажа никаких данных нет), второй рассказывал, что видел дедушку тяжело обгоревшим в госпитале (каком- Шепетовском или Бердичесвском- также неизвестно). С большим трудом бабушка с моей двухлетней мамой смогла эвакуироваться - подозреваю, что перед самым занятием фашистами Бердичева. С собой она взяла чемодан с детскими вещами, документами, фотографиями и рисунками дедушки. Он всегда говорил ей: «Клава, если что, береги документы и фотографии. Всё наживёшь, а это-нет». Ничего бабушка не нажила, но привезла все свои «драгоценности» в Куйбышев, в открытых вагонах для скота, под бомбежками. Во время одной из них у мамы был перелом основания черепа, как потом говорили врачи-контузия с полной потерей памяти. В Куйбышев они приехали только в сентябре 1941 года. Так благодаря маме и бабушке у нас осталось немало рисунков и фотографий периода 1935-1941 годов. 

Дедушкин автопортрет. На груди-Знак Хасана и орден Красного Знамени. 

  Мама всю жизнь тяжело болела. После её ухода я сначала поехала искать аэродромы, на которых служил дедушка (побывала на заброшенных аэродромах Барано-Оренбургском, Хвалынка, почти заброшенном в Арсеньеве в Приморском крае, в приморской Славянке и на заброшенном Гдовском аэродроме в Псковской области), затем пошла в архивы. Сначала работала по истории своей семьи, прекрасно понимая, что история моей семьи-это история моей страны, а в истории моей страны есть история моей семьи. Затем стала собирать документы по формированию 3 ВШЛ и ЛН, в результате чего увлеклась историй ранних советских лётных военных школ периода гражданской войны и НЭПа.

  Не только мой родной дедушка служил в ОКДВА. В период с 1936 по 1938 год, в 19-й сухопутной авиационной базе ТОФ в Романовке (Приморский край), шофером служил мой двоюродный дедушка Константин Андреевич Григорьев (1914-1944), родной брат моей бабушки Клавдии Андреевны Безруковой. В 1938 году он был направлен в Ейскую авиационную школу, в 1940 году переведен в Николаевское авиационное училище им.Леваневского, в том же году по окончании училища направлен младшим лётнабом на Балтийский Флот в 19 аэ. Затем в 1942 году переведен на Черноморский Флот в 3 аэ 5 гв. ап. С 1944 года штурман эскадрильи летал на бомбардировщике-торпедоносце, с комэском А.Н.Дарьиным. В ночь с 7 на 8 августа 1944 года на внешнем рейде Констанцы сбит ЗА противника. Самолет загорелся и упал в море. Награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

    

 

 

  С октября 1939 года по 1946 го, в 133 отдельном строительном жд батальоне в Приморском Артёме служил писарем самый младший из бабушкиных братьев - Виктор Андреевич Григорьев. 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

Старший из братьев Григорьевых-Николай Андреевич, 1911 года рождения, учился в 3 ВШЛ и ЛН в 1933-1935 г.г., с 1936 г. служил в 48 аэ 23 тбаб (1 АОН, Монино). В 1936 году лейтенант Николай Григорьев награжден орденом «Знак Почета» (за что наградили первогодка, но уже командира корабля, пока не знаю). 1 мая 1937 года Николай Андреевич участвовал в воздушном параде над Красной площадью. 26 августа 1937 года при проведении войсковых испытаний ДБ-3 самолет Николая Григорьева потерпел катастрофу. Экипаж погиб. Мне удалось найти акт о расследовании катастрофы: дядя Коля в полете потерял сознание. Несмотря на объёмный документ, лично для меня не всё ясно, буду искать дальше, так как известен заводской номер самолета. Есть фотографии с похорон экипажа Николая Андреевича Григорьева.  

  В личном деле Дмитрия Павловича Безрукова нашла информацию, что еще двое братьев (вероятно, двоюродных или троюродных) были летчиками. Нашла, что в 1921 году в Школе Морской Авиации им.Л.Д.Троцкого учился курсант Семён Павлович Безруков. Пока нашла только, что служил он на ЧФ, а его партбилет аннулирован в 1931 году в связи со смертью. Мой троюродный прадед - Василий Захарович Нестеров, 1900 года рождения, вступил в РККА в 1919 году, воевал на Гражданской войне, затем-на КВЖД, долгое время служил в Чите. Подполковник, сапёр. Награжден медалью «ХХ лет РККА». С октября 1941 года защищал Москву.

   Чем дольше изучаю истории семьи и страны, тем чаще судьба сводит с соратниками и единомышленниками. Простой учитель истории из небольшого посёлка очень хорошо написал про людей, которым не безразлична ни история своей страны, ни её будущее. 

                                                                                                    Анастасия Туманова