Ответственность за многих…

 






   Гвоздик Михаил Васильевич (Песчанокопский район Ростовской области). В 1968 году – рядовой 246-го отдельного автомобильного батальона Северной Группы войск, в\ч пп 41196. 

    Службу в Вооруженных Силах проходил по воинской специальности водителя автомобиля «Урал-377» в отдельном автобатальоне группового подчинения. Дислоцировались мы в то время в г. Вроцлав (территория Польской Народной Республики).

  В начала 1968 года мы проходили обучение по воинским специальностям по усиленной программе. Практически каждый месяц принимали участие в различных учениях Северной Группы войск. Мы – военные водители, также как и все остальные солдаты из других подразделений, стреляли и метали боевые гранаты на полигонах, учились перевязывать раненных и т.п.

  Рано утром 20 августа нас подняли по боевой тревоге. Когда технику выгнали из боксов, выстроились в колонну и вышли в заданный район.

  К вечеру выяснилось, что мы прошли в направлении границы с Чехословакией и остановились в колонах на лесных дорогах, в нескольких десятках от нее. Когда нас построили, командир батальона подполковник Богданов объявил Приказ о выполнении боевых задач и что наша миссия заключается в оказании помощи братскому чехословацкому народу от контрреволюции. Затем  в присутствии командира роты капитана Черных сказал, что солдаты – автомобилисты такие же двадцатилетние, как и мы,  в годы Великой Отечественной войны, а также в 1956 году в Венгрии, показали образцы героизма, и что мы должны достойно продолжить боевые традиции фронтовиков, показать свою боевую выучку. Замполит батальона в своем выступлении еще раз напомнил, что мы будем перевозить личный состав, подвозить боеприпасы, горючее для других подразделений, продовольствие, а также других средств, необходимых для ведения боевых действий. Но помимо этих задач не исключена эвакуация раненных и больных. Кроме того, возможна при выходе из строя буксировка транспорта и транспортировка техники. Эти выступления и инструктаж лично на меня произвели впечатление. Командир батальона был фронтовиком и участвовал в венгерских событиях…

  Через некоторое время с участием командира взвода лейтенанта Гвоздь и командира отделения сержанта Соболева нам выдали полный боевой комплект. И здесь же объявили и предупредили – первыми огонь не открывать, несмотря на возможные провокации населения и отдельных лиц. При этом говорили, что вводится военное положение, и ответственность будет наступать по законам военного времени.

  В тревожном ожидании и в полной боевой готовности все ждали сигнала. В полночь все пришло в движение, рокот двигателей, сотен механизмов. Границу прошли спокойно. Часа через два в ночном небе послышался монотонный гул самолетов. Как выяснилось, шла переброска десантных подразделений.

  Продвигаться по территории, дорогам Чехословакии было сложно, поскольку указатели населенных пунктов и городов были уничтожены. Наш маршрут пролегал на г. Прагу. Уже на рассвете мы стали подъезжать к ее окрестностям.

  По пути продвижения в городках и населенных пунктах жители строили баррикады, чем препятствовали нашему продвижению. Когда невозможно было проехать, останавливались. Командирам, старшим машин и нам приходилось доказывать, что мы пришли помочь им. Каждый выстрел мог разразиться в погром и уничтожение друг друга. Но мы, стиснув зубы, держались, строго соблюдали приказ не стрелять. Несмотря на всякие препятствия и провокации, мы дошли до Праги.

  Через некоторое время уже возили продовольствие с аэродрома в г. Прагу для военнослужащих. Иногда привозили пищу нашим солдатам и офицерам за 20 километров, в связи с тем, что в городе шли перестрелки, а иногда и уличные бои. Было трудно, так как из-за баранки не вылезали по трое суток. Также приходилось привозить военное снаряжение из Польши (Северной Группы войск).

 

 

 




 

 

 

  Водитель  из нашего батальона, совершавший регулярные рейсы из Польши в Чехословакию. (На снимке – фрагмент польско-чехословацкой государственной границы, сентябрь 1968 г.)

   Примерно месяца через полтора обстановка начала стабилизироваться. Однако, в рядом расположенный полевой госпиталь, привозили раненных наших солдат и офицеров.

  А еще через время поступила команда возвращаться в пункты постоянной дислокации. На этот раз мы уже ехали медленно, но казалось, что очень быстро. Иногда думал я, что обманывает спидометр. По прибытию в г. Вроцлав я попал в госпиталь…К сожалению, последствия ощутимы до сегодняшнего дня.

  Приближается 45-я годовщина операции «Дунай». Смотрю на фотографию и думаю – как сложилась судьба моих боевых товарищей? Может, увидят, да и тоже вспомнят….

  В первом ряду: третий справа налево – М. Гвоздик, четвертый – Черепаха (Ростовская область), пятый – Белецкий, второй слева направо -  Шевченко (Ростовская область); второй ряд: крайний справа – командир отделения сержант Соболев (Ростовская область), третий справа налево – А. Неснов (Ростовская область), пятый – Н. Останко, и третий слева – направо – Пахомов (Ростовская область).

  Это солдаты, выполнившие свой интернациональный долг и уже ожидавшие «дембель».

  Помню и других однополчан: Писковец, Дедогрюк, Скорикова, Буркина, Дудкина, Коваленко, Кохана, Парасоцкого, Симкина – в основном, это ребята были с Украины.