Военные автомобилисты в операции «Дунай»

 

                                                          

                                                                 

  Дудула Николай Степанович –  райцентр Левокумское, Ставропольского края.

Рядовой, водитель МТО 155 тп, 20-й танковой Звенигородской

Краснознаменной дивизии CГВ,в/ч пп 68415.

За выполнение интернационального долга

 награжден Благодарностью Министра Обороны СССР

 Маршала А.Гречко

согласно приказа №242 от 17 .10.1968 года.

 

    В мае месяце 1968 года группы военнослужащих, в числе которых был и я, из Явора перебросили в Свентошув, где началась наша боевая подготовка, марш - броски и переподготовка водителей. Так же мы прошли 700 км-й марш. Неоднократно объявлялись тревоги, офицеры перешли на казарменное положение, нас усиленно готовили к экстремальным ситуациям. Многие думали, что это связано с начавшимися на Севере Польши антиправительственными выступлениями («Солидарность»). Боевая техника была снята с консервации и обслуживалась, вешались брёвна для торможения автомобилей в горах, так же тщательно готовили танки и другую бронетехнику.

 Затем, спустя несколько дней было торжественное построение дивизии на нашем дивизионном плацу. Личный состав оповестили о предстоящих учениях, тревогу ждали во второй половине дня, так как обед прошел раньше. В боевой парк прибыли по тревоге, технику выводили через запасные ворота и выстраивали колонны в лесу, заранее в определённых местах. Я двигался за танками, автомобили были заправлены на 700 км, дополнительно мы залили  канистры бензином. После построения, по команде колонны двинулись  и спустя несколько часов, остановились поздно в лесу. Там стали и обживаться, простояли около месяца в непосредственной  близости от границы с Чехословакией в районе г. Любань.

 Подразделения часто посещал и проверял лично готовность по всем воинским специальностям командир нашей 20-й танковой дивизии генерал Жебрунов. К солдатам и сержантам он всегда относился как к своим детям, несмотря на требовательность.

                 20 августа 1968 года  представителем главного командования был объявлен приказ о вводе войск в Чехословакию. По правому флангу командир 20-й ТД генерал - майор танковых войск И.Л. Жебрунов. ПВД - район г. Любань, Польша.

 

                                      Место дислокации под г. Любань.Танки 155-го танкового полка застыли в ожидании приказа

 

В ожидании были и мы - воинослужащие 155 танкового полка.

  По команде, на башнях танков и автомашинах с боеприпасами непосредственно в лесных массивах были  нанесены белые полосы.

20 августа 1968 г поступил приказ всем боевым машинам становиться в колонны, ближе к 17 часам было проведено комсомольское собрание, где нам был зачитан приказ Министра Обороны, в котором приказывалось: «На предельной скорости идти по маршруту - Либерец- Вимперк», во время марша радиосвязь должна была работать в режиме радиомолчания,только на прием. Так же было приказано в  колонне держать дистанцию 5 метров, посторонние гражданские автомобили должны выдавливаться из колонны. Мы загрузили  боеприпасы, получили патроны и по две гранаты, указали место получения дополнительных боеприпасов  на случай вооружённого  сопротивления, огонь открывать при оказании вооруженного сопротивления и препятствия продвижения сопряженного с покушением на жизнь военнослужащих. На время марша нам были выданы сухие пайки на трое суток, так же сало и сухари, и были предупреждены об ответственности и придания полевому суду по законам военного времени за мародерство во время продвижения колонн.

Части двинулись перед сумерками, остановились в районе г. Любань в ожидании дальнейшей команды. Ночью, примерно в 23 ч 30 минут поступила команда: «Вперёд!».  Мы начали движение по заданному маршруту. Пограничники Чехословакии на заставах были разоружены, шлагбаумы и постройки были разрушены, дорога свободная для дальнейшего движения. Наш маршрут проходил через города: Либерец, Млада Болеславец, Градец Кралове, Писек, Ческе – Будеевице, Табор,  Вимперк. Наша задача была перекрыть  Австро - Германскую границу со стороны ЧССР и заблокировать её, предотвратив ее нарушение натовскими войсками, которые намеревались провести  21 августа широкомасштабные  учения с заходом в Чехословакию под условным наименованием « Черный лев » и удерживать её до основного подхода войск.

Специальным корреспондентам журнала "Советский воин" тоже был интересен быт советских военнослужащих в пунктах временной дислокации войск.

  Наш первый город Либерец  в который мы вошли очень рано, когда начало только светать, зазвучала музыка с репродукторов, висевших на столбах, стали появляется  люди, музыка затихла и послышались извещения об   угрозе и призывы к вооруженному сопротивлению. Нам поступила команда закрыть окна и приготовиться к движению.

 Колонны пересекали границу  с разных направлений и двигались параллельно нам. Марш проходил очень тяжело, сутки не спали, если колонна останавливалась,  и кто-то засыпал мы все стояли не зная, что впереди,  поэтому офицеры выясняли обстановку и не давали уснуть.

Кратковременная остановка по маршруту  продвижения в обход населенных пунктов 21 августа 1968 года, ЧССР, район - г.Писек.

  Дальше контрреволюционеры нам закрывали дорогу детскими колясками, автомобилями и группами людей, но мы обязаны были выполнять приказ. В некоторых случаях танками проламывали строение, чтобы объехать людей выставленных контрреволюционерами. При подходе к городу Табор нас встретили пулеметными и автоматными очередями и большим скоплением людей. Дорожные знаки были сорваны, карты устаревшие и мы были заблокированы в городе. Нам перекрывали  на бензобаках краны, двигатели автомашин глохли, в небе выла авиация, которая с грохотом и воем проносилась над колонами распугивая людей, которые окружили нас. Пришлось стрелять вверх. Когда мы выбрались с города, пошли в горы, при подходе к мосту через Влтаву нас обстреляли из пулемётов, пришлось открывать ответный огонь, которым были подавлены огневые точки. Мост через Влтаву был разобран и возле него стояли рабочие. Покрытие моста было снято, оставались только шпалы. Когда саперы проверили мост, а он был метров 100 в длину, а в низ ещё больше, пустили первый танк и потом поехали. Чехи только качали головами и говорили, что испытывать мост им теперь не нужно. В горах под Вимперком нам еще раз перекрыли дорогу военные ЧНА  ПТУРСами,  которые были нацелены на наши колонны и прицельным огнем могли  уничтожить нас, но здесь договорились, окружили и разоружили. Дальше в Вимперке  наши танковые батальоны блокировали танковый полк ЧНА, так же были взяты под охрану казармы и весь военный городок. К вечеру в городе завыли сирены, контрреволюционные  элементы  пытались поднять восстание. В их расположении было замечено движение, наши танки пошли на сближение и остановились в метрах 400-х от гарнизона. Спустя несколько часов все решилось мирно. Отношение Чехословацкого  населения к нашему присутствию было различное, проезжавшие, проходившие люди, выражали свое недовольство, но таких было меньшинство.

  Через некоторое время мы последовали по заданному маршруту, расположились в Баварском лесу. Учения запланированное на 21 августа НАТО провели у себя, мы слышали  выстрелы и канонаду, так как стояли в 5 км от границы с ФРГ. В лесу установили палатки, наполовину вкопав в землю.

  Спустя несколько дней подвезли печи и уголь в брикетах,  усилили наше питание и мы продолжали вести боевую службу. Спустя месяц нам начали  выдавать сертификаты, а впоследствии стали  приезжать автолавки из ГДР. Еще через время когда обстановка начала стабилизироваться в свободное от службы время  помогали населению косить и убирать хлеб.

  В начале ноября стали собираться  к месту постоянной дислокации в Польшу. Технику отправляли в первой декаде ноября месяца на железнодорожных платформах, а я уехал своим ходом. А еще через какое-то время был первый дембель выслуживших срок службы после выполнения интернационального долга и оказания помощи чехословацкому народу.

 

Крайним слева во втором ряду Дудула Н.С., второй Володко П., крайний  справа  Щербанев Евгений  из Волгодонска; Второй справа налево Алибеков Марат, третий  Давыдов Александр,  четвертый Керимов.

 Как бы мне хотелось увидеться с однополчанами спустя 45 лет и командирами: командир полка - Архипов Владимир Михайлович,командир батальона - Алексеев, зампотех бат. - Вакулюк. За выполнение и оказание интернационального долга Министр Обороны Гречко А. объявил всему личному составу благодарность.