«…И танки наши быстры…»

 

 

 

 

 

    Бородавка Виктор Кириллович, (г. Тимашевск, Краснодарский край), в 1968 году – сержант, механик-водитель танка «Т-62» (специалист 1-го класса), 52 гв. танкового полка, 6-й гв. ТД, 1-й гв. ТА ГСВГ (на период операции «Дунай» был придан 6-й гв. МСД 20 гв ОА), пп 60833. Награжден Благодарностью Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза А. Гречко за выполнение интернационального долга. 

   В первую очередь я хотел бы вспомнить своих командиров, которые нас научили военному мастерству и дали нам дорогу в жизнь.

  Командир полка – полковник Рябенков, человек очень уважаемый в полку, офицер с войны, любим среди солдат и офицеров. 1 тб - командир подполковник Гуменюк, замполит майор Тарасов, зам по тех. – капитан Клоков, участник событий 1956 года в Венгрии, классный специалист, умный офицер, многому научил нас, как вести себя на танках в городе, все это пригодилось нам, особенно когда нам выдали ремни для эвакуации из танка и доп. мед. аптечки, и до нас дошло, зачем это нужно. 1 танковая рота, в которой я служил, командир роты капитан Жигалко, грамотный офицер, порядочный человек, которого уважали и понимали в роте. Зам. по тех – ст. лейтенант Купчик, иногда его обязанности исполнял ст. сержант Царев. Командир 2 взвода – лейтенант Козловский, офицер, который и сейчас в моих глазах как этикет каким должен быть офицер, очень порядочный человек, грамотный, специалист своего дела. Командир 3 взвода – ст. сержант Вандзюк – остался после службы и дослужился до ст. лейтенанта.

 Я же сам призван в 1966 году из Ейского с\х-з техникума, специальность  - техник-механик, так что с техникой я был знаком и любил ее с того времени и по настоящий период. Из группы на 3-м курсе нас было призвано 12 человек, после месячного карантина в Новороссийске, отправили в Германию, учебный полк в г. Дрезден, но не  в сам полк, а в отдельный батальон механиков-водителей средних танков. Через год закончил обучение с отличием и попал служить в линейную часть, т.е. 52 гв. танковый полк, 1 танковую роту, 1 танковый батальон капитана Жигалко, механиком-водителем во второй взвод лейтенанта Козловского, сначала рядовой машины, а в скорости и на машину командира взвода.

 Когда стали нагнетаться события в Чехословакии, наш полк, как полк со времен войны (бригада Лелюшенко), участвовавший в помощи восставшей Праге, решено было отправить и в этот раз. 24 июля 1968 года нас подняли по тревоге и по железной дороге отправили к границе ЧССР, г. Цитау, где мы месяц простояли, пока там решались вопросы с вводом войск.

 Там, вдали, государственная граница с Чехословакией. Местность в районе г. Цитау, Восточная Германия. Крайний справа Бородавка В., август 1968 г.

  Мы готовили технику, хотя она была новой. Я получил Т-62, на котором был пробег 150 км, т.е. вся техника была новой. В этом очень красивом лесу мы провели месяц, где нас политически, технически и по линии сан. части «поднатаскали», ввели в курс дела о наших задачах, о нашей роли защитников, воинов – интернационалистов в дружеской нам Чехословакии.

В ожидании команды: «Вперед!», заданный район, август 1968 года.

   В последний день нас укомплектовали полностью, выдали все положенные пайки и с наступлением темноты мы покинули свою стоянку.

  Пока двигались по территории Германии, всё было нормально, хотя тревога нарастала всё больше и больше. Где-то в 23.45 мы подъехали к гос. границе, и так как я был механиком-водителем командира, а взвод был разведдозорами, то я со своим экипажем и еще двумя танками оказался во главе колонны. До сих пор я как мех.- водитель ехал по походному, а теперь когда перед носом граница, надо было решить, как быть, так как надо было поворачивать вправо на 90 градусов, а место водителя слева в танке, т.е. мне почти ничего не видно, и еще одна мысль сверлила голову, - хоть чехи и друзья, но это граница, а она как известно, должна охраняться. В общем, за этот короткий промежуток времени мыслей в голове прошло много, и естественно разных. А задача наша была такова: первая машина, т.е. я, должен завалить  правую сторону ворот со стойкой, сзади идущий танк – левую, а третий танк, на котором был навешен бульдозер, должен всё это, что осталось от ворот, столкнуть с дороги. Тем самым очистить ее, т.к. за нами шли автомобили взвода регулировщиков.

  В общем, когда поступила команда «Вперед!», я свою сторону завалил, а вторая машина, на которой был молодой водитель, вместе с воротами левой стороны, сползла в ров, а мой друг Ахмадуллин Равкат из Казани смёл все остатки в сторону, и колонна устремилась в неизвестность…

  Вся ночь была впереди, и чего только не было на этом марше: и блуждание, так как карты были еще со времен войны и не всегда соответствовали действительности, и сносили заборы в одном месте. От блуда спасал вертолет, который выводил колонну на правильный маршрут. В конечном итоге на рассвете, где-то после 5 часов  пути, мы выехали на автобан, на котором я увидел указатель PRAГA – 8 км. Наступал новый день – 21 августа 1968 года. Было уже видно и по трассе шли автомобили, водители которых по-разному реагировали на происходящее, так как в армии ЧССР были такие же танки, а что происходит на самом деле, никто не знал. По мере движения некоторые чехи, у которых я думаю, были включены радиоприемники, узнали о том, что же все-таки произошло. Они начали показывать кулаки, другие притормаживать нас, заехав вперед, тем самым показывая свое отношение к нам. Зайдя в Прагу, нам была поставлена задача: остановить движение, и это в утренние часы, когда просыпается город, а движение  там – три ряда в одну сторону и три – в другую, а посредине – два трамвайных полотна. И когда мы на перекрестке, опустив пушки, все это остановили, волос лично у меня стоял дыбом, а еще в воздухе кружили самолеты, из которых на землю летели парашютисты, по которым с крыш домов велась стрельба из автоматов. Зрелище было удручающее. Из тех же автобусов, трамваев, автомобилей, которые мы остановили, стали выходить люди и лезть к нам на танки. Их приходилось сметать оттуда при помощи пушек (стволом), включив стабилизатор.

  Бочки с горючим «представители» контрреволюции прорубывали и поджигали, не думая о том, что в башне полный боезапас снарядов. И мы, конечно, не рассчитывали, что люди могут пойти на это и заранее не догадались сбросить дополнительные бочки с топливом, т.к. там же на полке лежали лом, лопата и шансовый инструмент, который был на каждом танке, и контрреволюционеры  им же и пользовались. В нашем полку не было, а вообще были случаи поджога танков и другой техники.

  Хочу сказать, что в первый день, т.е. 21 августа мы на себе испытали, что такое народный бунт, и кто ты в данной ситуации, так как были те, кто нас приветствовали, но были и те, кто ненавидел нас. Огромное количество автомобилей, в которых находились люди с флагами, размахивая которыми, они что-то кричали нам, ясно было, что не очень приятное. Были надписи краской и известью на проезжей части: «Ваня, езжай домой», «До Москвы 1200 км», «Оккупанты» и т.д. Но были и такие люди, которые приносили нам хлеб, колбасу, сыр, воду – в основном, это были люди пожилого возраста, которые доброжелательно относились к нам. Ведь не зря же они сами после говорили, что если бы не мы, то к ним вошли бы из Западной Германии немцы и американцы, т.е. войска противоположного лагеря. При этом время исчислялось не днями, а часами. В это же время в ФРГ проходили учения НАТО «Черный лев» и это действительно так.

  Трое суток провели мы в городе, и в ночь на четвертые сутки нас вывели из города за 13 км, где мы полностью всем батальоном стояли до ноября месяца.

 

 Боевые машины выведены из Праги. Пункт временной дислокации – ЧССР, сентябрь 1968 г.

 

Полевая столовая под открытым небом. Район Праги после вывода танкового подразделения из города. ЧССР, сентябрь 1968 г.

А еще через некоторое время мы стали готовить технику к отправке по железной дороге.

 

Готовность к движению. Ноябрь 1968 года, район Праги. У танка «Т-62» механик-водитель В. Бородавка.

 

  После выполнения боевых задач уже почти закончена  погрузка боевых машин. В ближайшее время отправимся «домой», в Германию. ЧССР, ноябрь 1968 г.

   И 9 ноября 1968 года мы вернулись в город нашей постоянной дислокации Лютерштад Виттенберг. Вернулся и экипаж, который отстал при ликвидации ворот границы, командиром которого был Миша Новокщенов из Воронежской области. Они выбрались из своего плена и участвовали в разоружении чехословацкой армии (полка) в составе другого батальона. За время проведения операции в нашем 1 тб потерь не было, все вернулись в часть. Нас очень хорошо встречали жители нашего городка, кому было положено – уволились в запас, нашему году пришлось дослуживать и в 1969 году, а в июне месяце нас тоже демобилизовали.

 

Фото боевых товарищей на память. Перед отправкой на Родину у обелиска части (пп 60833) г. Виттенберг, Германия. Крайний справа В. Бородавка. (от автора: …обязательная традиция – выглаженные сапоги и надраенные до состояния зеркала бляхи ремней..)

   Некоторые из участников тех событий были представлены к наградам, у меня письменная благодарность Министра Обороны. Мой командир лейтенант Козловский был награжден орденом Красной Звезды.

  Я до сих пор благодарю судьбу, что довелось служить в ГСВГ, что у меня были такие командиры, как л-т Козловский, к-н Жигалко, который взял меня после ЧССР старшим механиком-водителем роты. И мои друзья, с которыми я прослужил почти три года, делил с ними все радости и трудности. И я останусь с тем, что армия – это хорошая школа, которая делает из мальчишек мужчин. Хочу вспомнить здесь моих товарищей:

  Мосейчук Николай – с Украины, Медников Валерий – Кривой Рог, Жесан Василий – Житомирская область, Глебов Михаил – г. Москва, Ахмадуллин Равкат Ахатович – г. Казань. Может через 45 лет услышим друг друга…