И танки наши...

 



   Сержант запаса Костюк Владимир Тимофеевич г.Магнитогорск, Челябинской обл.

  В 1968 году - сержант, командир полка "Т-62" 235 танкового полка 40 гв. ТД 11 гв. ОА Прибалтийского военного округа, в/ч 38449.

  За выполнение интернационального долга награжден Благодарностью Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза А.А. Гречко

 

   "12 ноября  1966 г. был призван в Советскую Армию из г. Магнитогорска. Прибыли на сборный пункт в г. Челябинск. Четверо суток формировался эшелон. На сборном пункте я встретил земляка Василия Бойкова в форме сержанта танковых войск. На мой вопрос, куда нас повезут  он ответил, что в Прибалтику. Перед посадкой в эшелон был митинг. На нем выступали фронтовики, рабочие давали напутствия. И вот строем через весь город, под звуки «Славянки», нас повезли на вокзал. Погрузили в эшелон из пассажирских вагонов. К утру эшелон тронулся. Везли по Северной Ж.Д. Брали призывников из Свердловска, Ижевска, Удмуртии, Чувашии, Златоуста. Проезжали по Уралу вокруг горы, сосны, ели и снег. Дома мне подарили шариковую авторучку (они только начали появляться) и толстую общую тетрадь. Всю поездку до Риги и дальнейшую службу, а также и «Дунай» я делал пометки, записи. И по прибытию из ЧССР в декабре 1968 г. эту тетрадь у меня увидел особист, может, кто и сказал ему. Он забрал ее у меня и пообещал мне 2 года дисбата. Но потом мне вручили Благодарность и отправили в отпуск. После отпуска ком.полка Прощаев сказал - отдохнул нужно послужить. Был переход с 3-х лет службы на 2 года и «учебки» с 9 месяцев на 6.

 Отвлекся от основного. Проезжали Котлас. Потом пошла безлесная местность. Проехали Ярославль - снег с дождем. В Пскове такая же гнилая погода. Привезли в Ригу утром. Сводили на медкомиссию - 3-я по - счету. Отобрали нас для танковых войск. Помыли в бане, одели в солдатскую форму. Здесь я познакомился с Анферовым Николаем из В-Уфалея Челябинской обл. Вечером нас повели на Рижский железнодорожный вокзал и повезли в г. Вентспилс. В электропоезде где мы ехали все пассажиры говорили по латышски - не привычно. Привезли нас ночью. Вели через порт. Вокруг морские корабли, много иностранных. Привели в казармы. Покормили и отбой. Не успел уснуть, - подъем, зарядка, кросс по стадиону, который находился на берегу моря Балтийского. На берегу шла КСП, колючая проволока, вышки пограничников - сухопутная, граница, до нейтральных вод со Швецией 48 миль. Вентспилс - незамерзающий порт СССР. Учебное подразделение было 50/50 -готовили танкистов и морпехов для КБФ. Программа подготовки была общая - для морских пехотинцев. 5 декабря на день Конституции присяга на плацу у знамени, а 6 декабря в караул. Проучились мы до июня.

   В июле экзамены и наш взвод, как лучший направили на Рижское взморье строить военно-спортивный лагерь для ребят из Риги. Ком. роты у нас был капитан Валяев, ком. нашего взвода ст. лейтенант Турчин - морской пехотинец, служил на о.Саарема на плавающих танках «ПТ-76». Сержанты Романовский Э. Я. - г. Резекне ЛССР, Кальвялис – Литовской ССР. После отдыха, экзамены, стрельба на РУЦе (Рижский учебный центр) - штатным снарядом ОФ. После этого всего, нас разобрали «покупатели», на автобусе, повезли в Калининградскую область, г. Советск (Тильзит) - это на берегу Немана, пограничная река с Литовской ССР.

  В расположении дивизии (40 гв. Померанская, Доваторская танковая - почему Доваторская, потому что в войну эта дивизия была конницей, который командовал Л. Доватор, после войны ее пересадили на танки). Шутя еще добавляли, - «бронекопытная». Отобрали нас 20 человек и повезли в командировку в Чернышевск (Алерштайн) на границе с Литвой, через речку г. Кибартай. Литовской ССР (готовили  молодых солдат для ГДР). Сделали три выпуска, нам присвоили звания сержантов и отправили в г. Советск на постоянное место службы. Распределили по батальонам, экипажам. Все офицеры, старшины рот были в основном фронтовики, многие участвовали в Венгерских событиях 1956 г.. Наш взвод из «учебки» весь, зачислили в 3 батальон ком. пп-к Ковалевский, зам. по тех. майор Тюрин. В 9-ю танковую роту - ком. кап. Горбунов, зам по тех кап. Крысин - фронтовик, ком взвода старший лейтенант В. П. Носков - фронтовик,военное училище закончил в г. Магнитогорске, после ранения.

 

Участники военно-стратегической операции «Дунай» слева направо:

1. Костюк В.Т.- командир танка, г. Магнитогорск.

                    2.Анферов Н.- командир взвода, г.Уфалей, Челябинская обл.

                                     3.Рочев Валерий – зам. ком.взвода, баянист, дивизионный композитор Коми АССР,г.Ухта. 40 гв. тд., г.Советск.

    Нашей роте была придана разведрота из чеченцев - были неплохие ребята. Потом начались обычные солдатские будни - ночные, дневные стрельбы, подводное вождение танков через Неман, на танкодромах, «через день на ремень, через два на кухню». И так до марта 1968 г., на политзанятиях стали преподавать денежные знаки ГДР, Польши, ЧССР, историю, быт, культуру. На наш вопрос, для чего это? - говорили, что так нужно и все. И так до июля. 22 июля сидели на комсомольском собрании, проводил комиссар батальона Сайбулов (из Троицка, Челябинской обл.), - живой ли? На стене этажа 3 т.б. было два прибора, один для учебной тревоги - обыкновенный звонок и для «боевой тревоги», который мы ни разу не слышали. Как сейчас помню перед обедом, 22 июля, день жаркий, комсомольское собрание, раздаётся страшный рев. Забежал дежурный по батальону в ленкомнату и крикнул: «Тревога»,  потом добавил - боевая. Весь полк пришел в движение. Все брали то, что ему распределено по боевому расчету. Ящик с пистолетами. Я взял записанный на меня АКМС ОПВТ. Танки нашего взвода (боевые) стояли на качалках на огневом городке за городом. Подставили под качалки тренажера чурбаки, завели танки и съехали на твердую землю (песок). Когда наш взвод  выезжал в пункт сосредоточения, нам на встречу ехал «Газ-66» из  него вылез генерал-майор Бутенко, спросил, "в чем дело?",и ему сказали что объявлена боевая тревога,и он уехал в дивизию. Доехав до танковых окопов в лесу (20 км от Советска) ...замаскировали машины. У меня в машине был заряжающий Гиматдинов из Казани - разжалованный командир танка. На момент тревоги его на месте не оказалось . Потом стали привозить офицеров из города. На другое утро после полевого завтрака нас, выстроили возле машин, поэкипажно. Идет ком.полка Прощаев, зам. полит.полка-Побединский, начальник штаба Шутов и незнакомый капитан. Спросил, где третий, заряжающий - не знаю, я ответил, - вчера утром был. «Батя» на меня показал, - «ефрейтор» - разжаловал. И до самого отпуска ходил им. После отпуска вернули звание сержанта. 

    На другой день зарядили пулеметные ленты боевыми патронами - 10 банок. Нам сказали, что мы участвуем в командно - штабных учениях «Влтава». Со всех трех республик призывали «партизан» (резервистов). ВАИ останавливали гражданские машины - машины, загоняли в помещение дивизии, призванных переодевали в военную форму, а машины окрашивали в защитный цвет, вооружали «АК-47» первой модификации. Многие прибалтийцы в армии не служили, а здесь принимали присягу прямо в лесу. В общем, весь округ стоял на «ушах». Через неделю своим ходом доехали до г. Черняховска (Инстенбург). Стояли в районе железнодорожной станции. Стояла жара, всех заставляли ходить в трусах, чтобы загорали. Простояли мы дней 15. Потом подошли два состава с деревянными коробками на платформах. Подъехали мотострелки,  стали разгружать - оказалось, что это БМП из Н. Тагила, база бронетанковая (склад) - это были первые машины, до этого их в войсках не было. Длинные машины, с короткими пушками «ЧПТУРСами», серебристого цвета. Дня через три в сторону границы и вечером низко прошли «АН-12» - насчитали 45 штук. На другое утро подали платформы с тележками на узкую колею. Мы поняли – по нашу душу. В обед, по команде стали грузиться на платформы (танки крепили на шипы - гусеницы, промеж катков забивали башмаки, крепили скрутками из проволоки - «шестерки»). К вечеру эшелонами доехали до границы с Польшей - пограничная станция поселок Железнодорожный. Всю ночь пограничники с собаками проверяли эшелоны с танками. У меня был фотоаппарат «Смена – 9» пришлось запрятать в танке (с бака стеллажа выдвинул снаряд,  всунул фотоаппарат и задвинул). Проверяли, сдавали документы (военные и комсомольские билеты, деньги) лотерейные билеты у кого были, отсылали домой на станционной почте, фотографии.

  Танки были «Т – 62» в то время новые - секретные. Необходимо было заклеить башенные номера. Разрешали только покупать сигареты - советские, наши курить с фабрики изготовления, (чтобы по  окуркам невозможно было определить откуда военная часть) (все сигареты фабрик - Рига, Вильнюс, Таллин). Поздно ночью эшелоны отправились через границу Польши. В это время я стоял на хвосте эшелона в карауле. Остальные свободные, ехали в товарных крытых вагонах. Впечатление осталось - территория СССР весь горизонт в свету, впереди Польша - мрак как в бане, скорость была 35 - 40 км. Первая остановка была маленькая станция, перон освещен двумя маленькими лампочками. Молодежь на вокзале увидев, что эшелон на вокзале стали петь «Катюшу».

 Утром отправились. Проехали Ольтштын - польский город. Остановились в Кракове. Красивый город, вокруг замки - бывшая столица. Простояв часов 5 - отправились. К вечеру подъехали к реке Одеру, остановились на пограничной станции с ГДР.  Ночью эшелоны потянули к Одеру. Около моста через реку нас ждали немецкие паровозы. С польской и немецкой сторон в окопах сидели солдаты, охраняли мост,  стояли «Шилки» - ЗСу. К утру доехали до первой немецкой станции. На станции немецкая комендатура на каждой платформе с танками. Прибит плакат (АХТУНГ! Не подходить ближе 50 м - открывается огонь без предупреждения) - по немецки. Подъехали к кому-то крупному городу, остановился состав напротив вокзала - здание старинное, огромное, чем - то напоминает Казанский вокзал в Москве. Спросили у железнодорожников долго ли стоять (неплохо понимают по-русски) - около 5-ти часов - впереди много эшелонов. Я стоял на посту на хвостовой платформе. Простояли около часа. По громкоговорящей объявили, что наш эшелон отправляется.

 Ехали долго, паровоз тянул 30 - 40 км, из-за колеи путей. Гусеницы танков выступали см на 10 с каждой стороны советских наших платформ. Подъехали к станции Котбус, вся станция забита эшелонами. Нам горел разрешающий сигнал  по боковому пути. Все эшелоны нашей дивизии пустили вперед. Пошла холмистая местность. Проехали ночь, на другой день остановились на станции небольшого города Дёберн. Комбат сказал, что здесь будем разгружаться. После обеда составы с танками, стали загонять под пакгаузы, предназначенные для разгрузки тяжёлой техники.

 Каждый экипаж раскреплял свою машину и по команде стали съезжать. Немецкие регулировщики (ВАИ) направляли нас через город в лесную зону (у них вся Германия в заповедниках). От места выгрузки и до пункта сосредоточения стояли полицейские с автоматами, по обе стороны колонны танков, вторые молодые ребята с собаками - овчарками в гражданке (по - видимому из ШТАЗИ). Население относилось не плохо. В конце города была не большая остановка, танки облепили ребятишки. За одну эмблему танка, в мой шлемофон накидали всяких значков (половину), затем все -  таки прибыли на место. Стали строить городок (пилили сосны, делали каркас, накидывали два танковых брезента) - получалось не плохое жилье, с норами, грибками для часовых, мхом выкладывали всевозможные патриотические лозунги.

 Поужинали - опять к утру боевая тревога. Приказ, все лишнее сгораемое выбросить. Ехали долго, все по брусчатке да бетонке. Не доезжая Дрездена остановка на какой-то большой поляне. Построили по - экипажно около танков (весь полк). Начальник штаба, зачитал боевой приказ (нашему 235 полку разоружить чешскую дивизию - у них танки «Т-54» ,у нас же «Т-62»).

 Выдали каждому экипажу по банке белой нитроэмали, кисти и поступила команда нанести белые полосы с переднего броневого листа через башню и на трансмиссию (двигатель) и с боку на бок (союзные полосы). Тюрин – зам. по тех. батальона - фронтовик, вел инструктаж - при езде через города ЧССР танки должны идти в шахматном порядке с опущенными пушками над двигателем впереди идущей машины (на случай попадания бутылки с горючей смесью и делать выстрел ОФ снарядом, чтобы воздухом от выстрела потушить пожар).     Всем идти с закрытыми люками – по-боевому. При въезде в ЧССР нам должны были придать десантников -  немцев или наших из Каунасской «дикой» дивизии ВДВ. Выехали на бетонку, «Гитлер трассе» -  называлась, широкая,планировалась когда-то для посадки  самолетов.    Было двойное движение по обеим сторонам. В центре до самого Дрездена был цветник, а по обочинам этой автострады были посажены фруктовые деревья. Офицеры нам запрещали рвать фрукты (мотивируя, что мы выполняем интернациональный долг), но немцы удивлялись, почему мы не рвем, все равно опадают. Но потом стали рвать. Пошла горная местность, начинались,  как мне вспоминается Рудные горы. Въехали на холм, а впереди протекала Эльба, а за ней находился Дрезден с его замками, - как могли эти англичане, превратить такую красоту в руины в 1945 году?

  Стояли опять немцы регулировщики и показывали путь следования через мост и на Дрезден. Проезжая через мост и все время по ходу движения, следили за своими гусеницами, и впереди идущей машины, «пальцы» вылезают наружу, что бы танк не «разулся», чтобы не слетела гусеница. Проехав через Дрезден, наша танковая колонна пошла дальше. Пошли сплошные горы покрытые лесом. За нами шла какая-то крупная немецкая воинская часть. Офицеры говорили что десантники. Здесь мы уже не останавливались, как говориться ехали на полной скорости. Карл Маркс - Штадт прошли по окраине. Останавливались на небольшие перевалы, что бы поесть, умыться (горных ручьев много). Остановились на границе с ЧССР, охрану границы (пограничников) чехи сняли, ее охраняли немецкие пограничники. На наших глазах чехи спустили флаг свой и стали кричать в нашу сторону всякие гадости махать кулаками, по - нашему матерились, и наши ребята не остались в долгу. Был дан приказ в туалет ходить по двое - один охраняет другого. Комбат  сказал, что после разоружения чешской дивизии, наш полк пойдет на границу с ФРГ, чтобы сменить там полк тяжелых «Т-10» (которые вернутся в ГДР), а мы будем стоять в бетонных окопах.

  Наш «Т-62» назывался истребитель танков (пушка длиннее на 0,5 м остальных танков). Выдали карты ЧССР - маршруты следования. Первый населенный пункт ЧССР под названием Гробовице - вызвал неприятное чувство. Пересекли границу между ГДР и ЧССР. Ни пограничного столба, ни флага, ни охраны чешской, одни германские пограничники охраняли и свою и чешскую границу с Австрией и ФРГ. Чешские контрреволюционеры ездили к войскам НАТО и просили, чтобы они вышли и помогли спасти «Пражскую весну».  Доехав до Гробовице,  простояли весь день. Комбат сказал, что наш 3 батальон остаётся, а разведрота и остальные 2 батальона пойдут вперед. Видно уже не куда было ехать, без нас войск было много. Стояли около месяца, вернулись эти два батальона. Потом уже в полном составе вернулись в ГДР в район Кенигсбрюка. Сказали нам, что наш полк оставляют в ГДР в Группе войск. Дислоцироваться будем в г. Риза. Построили палаточный городок в горах.

  Вокруг лес насаженный ровными рядами. Стояли в заповеднике, лани пятнистые подходили прямо к танкам. Вокруг, с гор бегут небольшие реки - ручейки. Вода холодная и много форели. Внизу у подножья гор был поселок - городок. Нас туда отряжали патрулями, на всякий случай. Командир взвода нашего, Носкова В.П. демобилизовали еще в Советске. А нам дали «партизана», старший лейтенант, фамилию не помню. Меня с ним отправили патрулями. 

   Недалеко была Кирха, слышались звуки органа. Мы сели на лавочку, рядом, был памятник немецким солдатам 14 - 16 лет. Вокруг ивы и был фонтан. Проходили до вечера и вернулись в лес в расположение полка. Потом были вождения танков, стрельбы ночные и дневные, в общем, повседневные армейские будни. 

 ПрибВО 11 гв. ОА в/ч 14015, 40 гв.танковая Померанская Доваторская дивизия в/ч пп 15309, 235 танковый полк в/ч 38449. Калининградская обл, г.Советск.

На снимке: 1 ряд- Костюк В.Т. – ком. танка; парень с Литвы – не помню; наводчик Белякин- Полетаево, челябинская обл.; наводчик – Суслов М. – г.Златоуст, Челябинская обл.; Пешков – Горьковская обл. Верх- Мишкевич – ком.танка, г. Рига; парень из Азербайджана; Шпилев – ком. взвода; мех.водитель Мильчиков. На башне сидит фамилии не помню – ком.танка.

  В конце ноября полк снялся и пошли на погрузку в г. Фрейбург. Пока шли по населенным пунктам, немцы, жители, нас забрасывали пакетами с фруктами. Прибыв в г. Фрейбург погрузились на платформы. Немцы оборудовали теплушки буржуйками и мешки с брикетами торфа. Много ящиков с фруктами, с бутербродами с тминной колбасой и термосами с кофе. Выстроили по – экипажно,  пришли местные партийные работники и немецкие комсомольцы и пионеры в синих галстуках. Был митинг. Немецкие ребята каждому подарили небольшие подарки и цветы, как сейчас помню - красные гладиолусы. У многих были слезы на глазах. Много всего хорошего было, все не вспомнишь. Отправились под звуки интернационала – играл немецкий оркестр на перроне. До сих пор осталось теплое чувство об этой стране. В начале декабря приехали в Союз п. Железнодорожный, люди бежали к эшелону с криками «Наши приехали». Мужики несли самогонку, но наши офицеры были проинструктированы не на этот случай.

 Дотянули до Советска - разгрузились и по - частям. Неделю обслуживали танки (чистили, мыли, красили, гудронировали гусеницы, загоняли в боксы). Потом нас в парке построили в комбинезонах. Меня вызвали из строя и вручили благодарность министра обороны, объявили мне, что возвращается звание сержанта, объявили отпуск на Родину - 10 суток. Сказали, что через два часа проходит электричка на Вильнюс. Я в финчасть, проездные требования, деньги советские и командировочные за 3 месяца в ГДР. Доехал до Вильнюса ночью, самолет до Москвы утром. В Магнитку ехал десантник, мы с ним пошли на площадь, где похоронен генерал армии Черняховский. Утром сели в "ТУ-104" -бывший бомбардировщик, долетели до Московского аэропорта "Домодедово", а дальше "ИП-18"  до Магнитогорска. Через 20 дней отпуск закончился, мне его продлили на 10 суток. Опять часть, половина уехали на дембель, а нас командиров танков оставили дослуживать.

 Мне вот 67 лет 1 января исполнилось, а на душе такое чувство, что это было вчера. И чувство обиды за наших последних руководителей СССР, что они предали Варшавский договор, страну СССР и наше поколение, армию и все остальное.

 Офицеры полка  командир полка Прощаев - фронтовик, замполит полка пп-к Побединский - фронтовик, зам по строевой части пп-к Ермаков - фронтовик. Нач. штаба полка - майор Шутов.

 Зам по тылу пп-к Лягуша - фронтовик, чемпион по боксу. Офицеры 3 танкового батальона - комбат - пп-к Ковалевский, нач. шт. майор Волков,  замполит майор Безверхий.  Командир 9 тр. К-н Горбунов, зам по тех роты Крысин - фронтовик, зам по тех батальона м-р Тюрин - фронтовик, ком. взвода Носков В.П. ст. л-нт -фронтовик. Старшины роты - Дроздов -фронтовик, участвовал в операции" Вихрь" в Венгрии 1956 году,личный механик - водитель комбата Яфалов - фронтовик, командир танка Костюк В.Т.

                                                             Участники военно - стратегической операции" Дунай":

                                                                                                                      
 Сидорчук Анатолий Никифорович, г.Хмельницкий, УССР.

       Шпилев А.,ком.взвода, г. Иркутск,11 ОА.                             

 

 Спустя более 45 лет хотелось бы услышать однополчан, очень близких и родных мне людей, с которыми пришлось выполнять порой с риском для жизни боевые задачи. В тоже время интернациональный долг выполнен достойно и честно."